Пятёрка по геометрии. Перевёрнутая пирамида от Пепа — Часть 1

20.1.2015, 00:30

На протяжении всей своей тренерской карьеры Пеп Гвардиола реализует свои футбольные знания, накопленные в качестве игрока, в комбинационной игре, что помогает ему разрабатывать тактику, которая всегда позволяет превосходить соперника в позиционной игре. В то время как многие пытались ставить такую игру и терпели неудачу, у Гвардиолы это получилось. Хамуди Файяд пытается разобраться в хитросплетениях такого футбола глядя на "Баварию" Пепа.

Пеп Гвардиола, возможно, лучший главный тренер в мировом футболе на данный момент. Глядя на его работу в "Баварии" и "Барселоне", можно подумать что он играет в футбол на приставке, поставив уровень сложности — "легко". Он был иконой в "Барселоне", а владельцы хотели видеть на тренерском мостике кого-то из бывших игроков клуба, и имея такую удивительную команду плюс Месси, он выиграл все, что можно. А затем получил приглашение от "Баварии". Всё это было легко для него. Он, к примеру, не проходил через трудные времена в "Аяксе" или "Порту", как Ван Гаал и Моуриньо. И на этот факт — как и на некоторые другие — множество тысяч раз указывали различные футбольные болельщики. Можно задаться вопросом, почему я, и многие другие, думают, что Гвардиола проводит футбольную революцию — тактическую и психологическую — в последние несколько лет? Просто потому, что Гвардиола все больше и больше усовершенствует свои традиционные футбольные принципы: Не тики-така а позиционная игра(Juego De Posicion).

Современный футбольный болельщик может не осознавать этого, но реальной тактической инновацией Пепа Гвардиолы была пресловутая Juego De Posicion. Тики-така просто "является способом ведения такой игры", как сказал Пеп в недавно вышедшей книге Марти Пернарау "Pep Confidential", где тренер объясняет свою тактическую идеологию и методологию. Есть много различных факторов, которые характеризуют философию Гвардиолы, основной акцент которой делается на позиционной игре. Возвращаясь к теории тики-така, Гвардиола говорит о важности 15-ти точных передач, без которых: "было бы невозможно осуществить переход от обороны к атаке. Невозможно." 

"Это не просто владение или игра в одно касание. Эти передачи имеют определённое назначение и несут в себе мысль (дезорганизация защиты). Как вы развалите их защиту? Быстро, плотно и точно передавая мяч в этом промежутке 15-ти пасов и продвигаясь вперед. Да, некоторым из ваших игроков необходимо будет поддерживать чуть большее расстояние друг от друга, чтобы растянуть оборону соперника. Используйте 15 передач, чтобы убедиться, что ваша команда хорошо расположена, а игроки находятся близко друг к другу в месте, где вы можете сломить защитную линию, что также позволит в случае потери быстро вернуть мяч себе" — Пеп Гвардиола

Также этот метод позволяет отлично прессинговать соперника. Как вы заметили, команды Гвардиолы играют на коротких расстояниях между игроками, и если рядом с игроком владеющим мячом есть рядом как минимум 2 или 3 партнёра — тогда вы добьётесь превосходства в данной зоне, а если мяч будет потерян из-за ошибки, его так же можно легко отобрать.

Еще одна тактическая теория, которую Пеп Гвардиола освоил за последние 2 года является использование так называемого "свободного художника. Арьен Роббен, Франк Рибери и Марио Гетце одни из лучших примеров. "Свободного художника" можно найти либо на недогруженной стороне поля (дальше всего по диагонали точки от мяча) или свободно перемещающимся между линий игроков соперника, стремящимся прорвать оборону. Роббен один из основных примеров нахождения на недогруженной стороне поля: Алаба, Лам и Алонсо делают диагональный пас из левой части поля на правый фланг — где Роббен, находящийся без опеки, получает мяч, смещается в центр и бьёт по воротам.

Я пришел к выводу, что во время атаки "Бавария" использует схему 2-3-5, которая не изменяется практически на протяжении всего матча. Независимо от того, как выглядит "стартовый состав" 4-1-4-1 или 3-4-2-1, Гвардиола обычно выбирает между двумя вариантами действий в матчах: через "владение" или "атаку". 

Глава 1. Мюнхен, 8 апреля 2014

"Мы собираемся использовать схему 2-3-3-2", — говорил Пеп Гвардиола перед ответным четвертьфинальным матчем Лиги Чемпионов против "Манчестер Юнайтед". Такая расстановка перед игрой была расценена как атакующий вариант традиционной для "Баварии" 4-1-4-1, с фулл-беками Ламом и Алаба, что, возможно, означало построение игры в атаке через Тони Крооса а не позиционное нападение большим числом по всей ширине поля. Однако, на деле все получилось совсем наоборот. Лам и Алаба были непосредственно вовлечены в построение игры в центре на протяжении большей части матча, эффективно составляя компанию Кроосу в центре поля. (Изображение ниже)

А за пару недель до игры с "Манчестер Юнайтед", "Бавария" встречалась с "Хоффенхаймом", используя Рафинью и Контенто в качестве крайних защитников:

Вы можете увидеть разницу между этими парами защитников, и их задачами на игру: количество действий с мячом, совершенных Алабой и Ламом скудны по сравнению с тем, как играли Рафинья и Контенто. Предыдущее изображение показывает, что Алаба и Лам играли более свободно в атаке, а последнее показывает игру классических крайних защитников.

Здесь игра "Баварии" строилась через защитников: Кроос опускался вниз, занимая место между центральными защитниками, предоставляя возможность Ламу и Алабе выдвигаться вперёд и чуть смещаться в центр. Но при атаках "Манчестер Юнайтед" (редких) они быстро возвращались назад и занимали свои привычные позиции.

В этом случае атака строилась таким образом: Кроос продвигался вперед в свободную зону, которую ему создали Лам и Алаба, разойдясь по флангам. И Кроос мог спокойно вести мяч из-за пассивного стиля игры "Манчестер Юнайтед" в этом матче.

Четыре футболиста обведенных в круги + игрок, на которого указывает жёлтая стрелка — это пять нападающих. Роббен и Рибери по краям, Манджукич и Мюллер в центре, а также Гетце, ищущий свободное пространство между линиями.

А этот момент, которому позже будет уделяться особое внимание в этой статье. Здесь видно, что Роббен как обычно смещается в центр, в то время как Лам отходит к боковой линии подальше от вингера. Пунктирная черная линия показывают движение Лама от мяча, а зеленая линия показывает движение Роббена на мяч. Алаба и Мюллер (в чёрном прямоугольнике) находит пространство для вскрытия обороны "МЮ". Постоянное движение, интенсивность и позиционная игра, которую "Бавария" освоила и показывала в течение второй половины сезона 2013-14 и первой половине 2014-15 часто доставляла удовольствие нейтральным зрителям.

 

Продолжение следует...

 

Не пропустите:

5 молодых талантов, за которыми стоит понаблюдать на Кубке Африки-2015

Поделитесь в социальных сетях:

Комментарии:

Наша группа Вконтакте
Лента новостей: