Пятёрка по геометрии. Перевёрнутая пирамида от Пепа — Часть 2

20.1.2015, 20:10

На протяжении всей своей тренерской карьеры Пеп Гвардиола реализует свои футбольные знания, накопленные в качестве игрока, в комбинационной игре, что помогает ему разрабатывать тактику, которая всегда позволяет превосходить соперника в позиционной игре. В то время как многие пытались ставить такую игру и терпели неудачу, у Гвардиолы это получилось. Хамуди Файяд пытается разобраться в хитросплетениях такого футбола глядя на "Баварию" Пепа.

Глава 2. Рим, 21 октября 2014

Ещё одно новшество Гвардиолы. Перемещения крайних защитников должны совпадать с движенеиями атакующих вингеров. И поскольку Роббен и Рибери играют широко по флангам, часто оставаясь без опеки, при получении паса от защитника они должны находится в движении в вертикальном или горизонтальном направлении, разрывая защитную линию. Вот один из примеров:

Роббен выполняет пас на Лама и начинает врываться на свободное пространство за спиной защитника

После обратного паса Лама на Роббена, мы видим численное превосходство игроков "Ромы" — восемь против пяти. 2 защитника опекают Роббена и 2 ближайшего к нему Мюллера (в красном квадрате)

Роббен смещается в центр, Лам остаётся на краю штрафной для подыгрыша и начала прессинга в случае потери мяча голландцем. Расположение игроков выглядит немного хаотичным, но давайте попробуем разобраться. Численное большинство римлян вроде бы гарантирует относительно спокойный отбор и начало собственной атаки. Однако, через несколько секунд "Бавария" забивает гол. Как?

Мюллер (в зеленом круге) вытягивает защитника к линии штрафной, организовывая свободное пространство для Левандовски и Гетце, которых опекают 3 защитника (фиолетовый и синий квадраты). Именно это непрерывное движение и было главной опасностью, исходящей от "Баварии" в этой атаке. Роббен получает возможность для удара (что он и сделал), в случае если он не будет выполнять передачу, Лам и Мюллер организовывают поддержку и могут начать прессинговать если мяч будет потерян, ослабляя давление на Алабу, который остался сзади.

Такие шансы возникают у команды, когда она играет высоко в нападении и долгое время находится на половине поля соперника. Расстояние защитной линии "Баварии" до ворот соперника в среднем составляет 43,5 метра. Гвардиола всегда так играл.

Здесь мы видим, как высокого располагается оборонительная линия "Баварии" — Хави Алонсо получив мяч от защитника двигается вперед и начинает новую атаку (как это делал Кроос годом ранее).

Теория "Свободного художника" — значение и польза

В "Баварии" нет определённого человека, за которым закреплена эта роль. Это может быть Роббен или Рибери, находящиеся в самой дальней диагональной точке, или это может быть Гетце, маневрирующий между защитными построениями соперника, или Мюллер, который всегда ищет свободное пространство. Или даже Алаба или Лам, которые обычно находятся на краю штрафной и могут меняться местами с кем-то из атакующих игроков.

Ключевым в философии "свободного художника" Гвардиолы является то, что всегда должен быть игрок, свободный от опеки. Нет смысла использовать только Гетце в этой роли если это не позволяет использовать слабые стороны соперника. "Свободным художником" могут быть: игрок опасный в контратаках, игрок с хорошим дальним ударом, игрок, умеющий создавать голевые моменты передачами, или даже игрок, который может попридержать мяч, пока не получит достаточную поддержку от партнёров.

15 точных передач и стремительные проходы являются жизненно важными для этой системы игры, поскольку все эти факторы соединяются вместе. Игра на чужой половине поля сводит к минимуму возможность соперника контролировать матч (хотя и делает "Баварию" более уязвимой в контратаках). 15 пасов помогают обрести контроль над ситуацией, позволяя находить слабости у соперника, к использованию которых защита будет не готова. Контроль мяча, как главное оружие, будет позволять "свободному художнику" находить те самые уязвимые места в обороне.

Для команды, которая хочет контролировать мяч и победить, создание или поиск свободных зон у противника является главной оборонительной задачей. — Пеп Гвардиола

Усреднённые позиции игроков "Баварии" в начальной фазе атаки:

Против Манчестер Юнайтед линия обороны состояла из Данте и Боатенга. В то время как Алаба, Кроос и Лам составляли линию полузащиты. Хотя Алаба здесь изображен как левый защитник, эту позицию он стал занимать ближе к концу матча. Рафинья играл впереди на правом фланге. Манджукич и Гетце спустились чуть глубже, что и выстроило формацию похожую на 2-3-2-3, хотя в атакующих фазах Гетце и Манджукич выдвигались на передний край; Гвардиола позволяет Гетце "выдвигаться на острие в качестве анархического нападающего", как написано у Марти Пернарау.

"Настоящую" 2-3-5 можно было наблюдать в матче против "Ромы" (7:1). Боатенг и Бенатиа составили защитную линию. Лам, Алаба и Алонсо сформировали тройку игроков средней линии. Бернат отлично сыграл в атаке, продемонстрировав свои технические навыки в эпизоде с 3-им голом. Левандовски, Мюллер и Гетце постоянно менялись местами, а Роббен находился чуть поодаль, так как он исполнял роль "свободного художника" в этой игре. Он всегда находился впереди, будучи освобождённым от каких-либо оборонительных обязанностей.

Игроки должны адаптироваться к позиционной атаке. Например, я поклонник вингеров, и у меня есть два великолепных образца такого типа футболистов. Но для того, чтобы они имели преимущество при получении мяча, мы должны правильно строить атаку начиная от защитной линии. И развивать атаку так, чтобы они имело то самое преимущество и возможность принять передачу." — Пеп Гвардиола

Таким образом, красота Juego De Posicion состоит не из какого-то одного фактора. Она состоит из множества различных переменных, которым нужно время, чтобы быть довестись до совершенства. И было бы интересно понаблюдать за матчем между "Баварией" этого сезона и "Атлетико" прошлого сезона — кто был бы лучшим в создании свободных зон и во владении мячом?

 

Источник — Хамуди Файяд, OutsideOfTheBoot

 

Первая часть

 

Поделитесь в социальных сетях:

Комментарии:

Наша группа Вконтакте
Лента новостей: